1) В Новом Завете празднование тех или иных праздников является не главным, а второстепенным вопросом, «тенью будущего»:
«Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
это есть тень будущего, а тело — во Христе.»
(Послание к Колоссянам 2:16,17)
2) По этой причине христианин для Господа (т.е. с целью прославить Господа) может праздновать что угодно и когда угодно. Важно, чтобы мотивом и результатом такого празднования было желание прославить Господа:
«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает.»
(Послание к Римлянам 14:5,6)
3) Во второстепенных вопросах, таких как прием той или иной пищи, соблюдение тех или иных праздников и обрядов и т.д., стоит поступаться своими принципами ради немощи братьев по вере:
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем…
И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.»
(Первое послание к Коринфянам 8:8,13)
Именно поэтому во второстепенных вопросах церкви не стоит быть принципиальной, а поступаться, чтобы привести людей к вере. Поэтому апостол Павел, к примеру, прибыв в Иерусалим (Деян 21 гл), совершал ветхозаветные обряды. Не потому, что считал их важными, а ради того, чтобы не соблазнять иудейских христиан, которые могли на этом соблазниться:
«…видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
Итак, что же? Верно, соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узна́ют все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.»
(Деяния св. Апостолов 21:20-24)
Именно такой подход является наиболее правильным с точки зрения благовестия. Поступаясь во второстепенных вопросах, христианин может достичь максимального успеха в деле проповеди Евангелия:
«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.»
(Первое послание к Коринфянам 9:19-22)
Поэтому по дате празднования Рождества Христова, можно сделать следующие выводы:
1. Дата празднования является второстепенным, а не главным вопросом христианского вероучения.
2. Праздновать Рождество можно по-разному и в разное время, если мотив такого празднования правильный – желание прославить Господа.
3. С целью успеха благовестия церкви лучше праздновать Рождество в то время, когда его празднует общество, в котором церковь служит. Если в обществе Рождество празднуется 25 декабря, то и церкви лучше праздновать его 25 декабря. Если в обществе Рождество празднуется 7 января, то и церкви стоит это делать 7 января. В тех же обществах, где отмечаются обе эти даты, христиане также могут «отделять для Господа» оба этих дня.
Как быть с языческими корнями праздника?
В первые века церковь не праздновала Рождество Христово. Праздновать дни рождения в принципе было не принято в иудейской культуре, и Сам Христос указания праздновать Его день рождения не давал. Впрочем, как и не запрещал этого делать.
Но с принятием христианства государственной религией, Рождество Христово начали праздновать в Римской империи 25 декабря. Традиционно в этот день был языческий праздник, т.к. это день зимнего солнцестояния. Целью римских императоров и руководителей церкви было вытеснение христианством язычества и поэтому в то время важные христианские праздники «накладывались» на дни важных языческих праздников. Так произошло и с Рождеством, которое, начиная с 4 века от Р.Х., заменило традиционный римский «День солнца».
Стоит ли по этой причине христианам отказываться от такого празднования? Нет. Не стоит. Потому что для Бога в подобных второстепенных вопросах (праздники, прием пищи и пр.) важнее мотив сердца, а не история этих праздников или продуктов питания. К примеру, служение идолам являлось и является грехом, согласно Писанию. Но апостол Павел заявляет, что христианин с чистой совестью может кушать в капище (языческом месте поклонения) пищу, принесенную в жертву идолам. И это не будет для него грехом:
«Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого…
Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище…»
(Первое послание к Коринфянам 8:4,10)
История такой пищи плохая и языческая. Но для Бога важнее не история пищи и других второстепенных вещей, а сердце человека. По этой же причине (сердце человека) существует и исключение из этого правила:
«И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.»
(Первое послание к Коринфянам 8:13)
Есть «языческое» мясо, таким образом, можно, но если это не соблазняет другого человека. В противном случае этого делать не стоит. Поэтому и в праздновании Рождества Христова 25 декабря нет ничего плохого, если у христианина правильный мотив – прославить Бога.
|